Что мы думаем о душе

Моя душа как зачарованная лодка. Уолтер Крейн

Так душа стала тенью тени,
и эти сумерки стали действительностью психологии.
Братусь Б.С.

Я хотела бы с вами кое-что важное, на мой взгляд, обсудить.

Я на днях защитила дипломное исследование в Высшей школе психологии, в котором получила интересные результаты, хотела бы вам о них рассказать и услышать ваши мнения в ответ. Суть работы вкратце — мы выясняли, что современные люди думают о душе, хотели выявить некие обобщенные смысловые категории, которые характеризуют представление о ней. Дальше я буду писать своими словами, потому что чужими писать мне крайне надоело за последние недели.

Как проводилось исследование

Сначала мы спросили 60 человек о том, что такое душа и попросили их дать 10 ассоциаций к этому слову. Ассоциации мы обработали статистическим анализом и получили следующую структуру.

Структура и содержание социального представления о душе

Если ее анализировать с опорой на теорию социальных представлений (СП) Сержа Московичи, которую мы брали здесь за методологическую основу, то получится следующее:

1. В основе представления о душе лежат 3 понятия «Бог», «любовь» и «жизнь» — это ценностное ядро, вокруг которого организовано это представление. Понятие «Бога», на первый взгляд, кажется сугубо религиозным и говорит о том, что душа мыслится как связь человека с некоторыми высшими силами (кто, во что верит). Понятие «любовь» может быть истолковано как одна из трех христианских добродетелей – любовь без корысти и причины (агапе, amore proximi) любовь к ближнему, а также любовь к Богу (amore dei). Понятие «жизнь» является самой древней основой представления о душе как о дыхании, феномене живущего организма, которое отражено в этимологии слов ψυχή (др. греч. — «душа», «дыхание»), anima (лат. — душа, воздух, *ane- в праиндоевропейском «дуть, дышать»).

2. На периферии (ближайшей и дальней) вы видите понятия, которые помогают, так сказать, разместить это представление в реальности, на земле, в человеке: религиозные учения и связанный с ними загробный мир, отвечающий на вопрос, что нас ждет после смерти, психические процессы и характеристики душевной жизни, показывающие, как душа делает человека живым, этические категории и т.д.

Теоретики СП утверждают, что если смысл ядра становится неактуальным для социальной группы, то представление разрушается и члены группы не используют его для того, чтобы объяснять мир, не действуют так как будто это реальность. К чему я клоню. Если Бог (самое «сильное» понятие в представлении о душе) перестает быть ценностью для некоторых людей, например, материалистов и атеистов, то душа такими людьми отрицается, ее нет, она становится абстрактным религиозным понятием. Важно проверить, а не выплеснули ли мы с водой и ребенка? Бога нет, жизнь возникла в процессе эволюции, но есть еще Любовь, источника которой внутри человека без души не осталось. Но дело не только в атеизме. По-моему мнению, религия у некоторых людей может «забрать» душу. Однобокое, поверхностное толкование религиозных основ заставляет смотреть на душу только в этическом разрезе — чистоты и греховности. И тогда забота о душе становится сродни абонементу в салон красоты на чистку, с периодической покупкой индульгенций в религиозной организации.

Дальше мы решили спуститься в изучении представления о душе на уровень глубже — к имплицитным, скрытым понятиям, которые лежат в его основе. Мы взяли определения души, которые дали нам люди, и попросили экспертов подумать, о чем же в них говорится, какие темы повторяются от суждения к суждению. Мы выявили 13 таких тем и предложили нашей новой выборке из 70 человек оценить, насколько они согласны с этими определениями. Оценки согласия мы опять обрабатывали статистическим анализом и получили некую математическую модель представления о душе.

Представление о душе корреляционная плеяда

На картинке видно, как группируются религиозные суждения и противопоставляются «внутреннему миру», который связан с психологическими категориями.

Затем мы, опять же математически, выделили 5 латентных самых обобщенных категорий, которые описывают все ответы.

Социальное представление о душе, латентные факторы

В категорию «Субъектность» вошли суждения о душе как о сознании, самосознании, памяти как хранилища жизненного опыта и ценностей как хранилища мирового культурного и духовного опыта. Смысл этой категории можно обобщить примерно так: «Я являюсь активным субъектом, сознающим мир и себя, опирающимся на прошлое и на то, что я считаю ценным и важным».

Данная категория перекликается с понятием «одушевленность» в теории развитии субъектности Слободчикова В.И. По мнению ученого процесс одушевленности происходит в районе кризиса 3 лет, когда появляется феномен «Я сам!», и ребенок выделяет себя как активный субъект. Это согласовывается с результатами исследования детских представлений о душе (Савиной Е.А.) и тем фактом, что треть ее испытуемых говорит о том, что душа дана человеку не от рождения, а появляется в 3-5 лет вместе с речью, самостоятельностью и хождением.

Категория «Сердце» включает в себя суждения о душе как о сосредоточии эмоциональной жизни, переживаний и состояний человека, а также как о способности к эмпатии, сопереживанию и безусловной любви.

Эмоциональность не является желанным качеством в современном мире, люди отвергают гнев, горе, стыд, стремятся не чувствовать неприятного, быть уравновешенными, позитивными и эффективными. Мужчин обесчувствливают представления о мужественности. В некоторых религиях есть идея принятия, следуя которой скорее разумом (можно еще на самом деле принимать сердцем), стараясь быть принимающим, человек отключает естественные эмоции по поводу происходящего. Душа «стеклянная», «ледяная», «твердая» VS «горячая», нежная», «чувствительная».

Способность к эмпатии — это такая штука, появляющаяся в результате преодоления эгоцентричности. Восприятие другого человека как собрата по человеческому роду, а также попытка заметить его чувства. Это такая позиция по отношению к другому человеку, которая предполагает установку к диалогу, а не функциональное использование его как объекта (как Буберовское Я-Ты отношение в противовес Я-Оно). Что касается безусловной любви, то это такая сложная в современном мире птица, а в христианстве — главная из добродетелей. Думаю, что в светском мире ее можно отождествить с позицией безусловного принятия в гуманистической философии. Такая позиция трудно достижима и базируется на принятии своих теневых сторон и, как следствие, отказ от преследования их в другом. Отношение к себе и к другому как ценности. Не путать с пох..змом. Душа «большая», «широкая», «глубокая».

Название «Совесть» мы позаимствовали у экзистенциалистов. Эта категория объединяет представления о душе как о чем-то настоящем в человеке, с чем можно сверяться, выбирая направление жизненного пути. Подлинная и честная основа человеческого существа. Это представление о душе вероятно можно сравнить с совестью как ее понимают в экзистенциальной философии и психологии. Совесть — это то, что побуждает человека к подлинному, или аутентичному бытию. Мартин Хайдеггер писал, что голос совести есть свидетельство способности человека быть подлинным: «Зов идет от сущего, которое всегда я сам». Совесть выводит человека из «самозабывчивой потерянности» в повседневности, ее голос дает понять, что человек проходит мимо себя. [Ленгле, 2012]

Верующие люди выделяют еще 2 категории

«Метафизика» — отражает идеалистический взгляд на природу души как части мировой души или Бога, которая соединяется с телом, оживляя его, а после смерти возвращается домой. Эта идея, как мы помним, лежит в основе некоторых религий, в том числе христианской. Подробнее судить не берусь, потому что не компетентна.

«Энергия» — материалистический взгляд на природу души, представленный в философии Демокрита, в которой душа обладает огненной природой и является источником энергии для тела. В конце 19 века философ и психолог Н. Я. Грот писал о душе как о центре психической энергии, он отождествлял психическую энергию с другими энергиями и предполагал, что после смерти тела она не рассеивается, а передается в эфирную нервную среду со всеми своими свойствами, т.е. сознанием и самосознанием. “Если тепловая энергия переходит из одного тела в другое, а электрический ток или энергия переходит по проволоке из одного аппарата в другой, то почему (a priori) психический ток не может перейти через эфирную среду в другие тела или пространства?”.

Итак, как вы наверное уже поняли, что мы сравнивали представления о душе верующих и неверующих, и обе группы одинаково (на уровне статистической значимости) выбирали первые три психологические категории (I, IV, V), определяя душу, но верующие, плюс к первым трем (не вместо, а плюс), описывали душу, через категории «Метафизика» и «Энергия», чем и отличались от неверующих.

И вот если опять вернуться к ядру представления о душе «Бог-любовь-жизнь» и посмотреть на него через призму психической, смертной души, то бог религиозный может стать богом внутри меня, а жизнь — то о чем говорят, что душа «трудится» (сравните с «душа спит») — чувствительность, отзывчивость, воодушевленность.

Так вот, к чему я веду. С подачи Декарта в европейской культуре появился взгляд на человека как на механизм, в котором, душа отдельно от тела (если она есть), тело — анатомия. Дискретный вгляд на человека и человека на самого себя как на сумму частей, идея эффективности и успешности, зародившаяся в индустриальном обществе, живы и актуальны до сих пор. Человек приходит на прием к психологу и говорит, почините мою лень, она мне мешает добиваться целей, сделайте, чтоб я не любил и не злился, смажьте там и сям. Идея души, важная и близкая российской культуре, отражает как раз тему целостности и ценности человечного внутри человека. Задаваясь вопросом, есть ли у меня душа, отвечайте всегда, что есть — как минимум смертная ее часть, но не менее важная. И вот, кстати, идея, как она может стать бессмертной. В детях, учениках. Будучи с душой, можно воспитать и ребенка с душой, а тот своего ребенка с душой и т.д. Душа не берется из книг, из учений, ее может разбудить только другой человек .

И вот про войну А. Ахматова говорила: «это время проявляет людскую сущность, их силу нравственную, когда страшно важно проверить, чтобы вместе с оторвавшейся подошвой не отскочила и душа». Сейчас трудное время, не известно, что будет дальше, и душе уже тяжело, и будет еще тяжелее — берегите ее, пожалуйста.

Похожие статьи

Наталья Стоцкая

2 комментария

  1. Поздравляю с защитой 🙂 Очень интересное исследование.

Добавить комментарий