Религия и психотерапия

Подношение божеству в балийском индуизмеНедавно встретила коллегу по интернет-проектам и состоялся следующий диалог:

— А ты на кого учишься-то?
— На психолога.
— О и что прям работать будешь, людей слушать?
— А я уже работаю.
— И что правда кому-то это нужно? А в церковь сходить?

На консультациях я встречаюсь с людьми разных мировоззрений и верований. Работая с религиозными людьми, я, как правило, сталкиваюсь с таким феноменом: некоторые методы психотерапии в концепции, например, христианства, ассоциируются с грехом. Печаль, слезы, депрессия, мысли о самоубийстве — грех «печали» как отсечения надежды на бога. Выражение негативных чувств к людям, особенно к родителям — сквернословие, осуждение, гнев. Удовлетворенность своим духовным состоянием — самооправдание, самодовольство. Идеи самоактуализации и удовлетворенности противоречат идее страдания как пути в «Царствие Божие». Получается, что человек приходит за помощью, оттого что чувствует себя крайне плохо, иногда с клиническими симптомами, но одновременно он чужд той парадигме, в рамках которой помогает консультант.

В статье Л. Бинсвангера: «Религия возникает, — заявил Фрейд быстро и отрывисто, — из беспомощности и тревоги детства и раннего периода человечества. Бесспорно».

Читаем в брошюре «Перечень грехов с описанием их духовной сути»: «Ересь — это ложное учение, относящееся к духовному миру и общению с ним, отвергнутое Церковью как находящееся в явном противоречии со Священным Писанием и Преданием. К ереси часто ведет личная гордыня, излишнее доверие собственному уму и личному духовному опыту. Причиной еретических мнений и суждений может быть также недостаточно полное знание учения Церкви, богословская необразованность.»

Есть христианские психотерапевты, которые умеют это сочетать, это для меня пока неизвестное чудо, как они это делают. Было бы очень интересно услышать от вас, как уживаются установки психотерапии и религии в одной картине мира, наверняка, это требует достаточно продвинутого знания духовной сути религиозных предписаний и веры. Я им не обладаю, поэтому пишу вот о чем.

В нашей стране у многих религиозность — это только вопрос самоидентификации, но не больше. Люди принимают ценности своей конфессии, но не выполняют духовной миссии и не пользуются ресурсами, которые она дает. Проще говоря, не ходят в церковь, не исповедуются, не слушают проповедь, не соблюдают постов, не читают книг. Ведь духовный наставник умеет объяснить происходящее, придать ему смысл с точки зрения религии, «отпустить» чувство вины, укрепить психологические защиты. Церковная община дает чувство принадлежности, защищает от тревоги и одиночества. А философия, а загробная жизнь, а любовь к богу?!

Поразительные данные приведены в докладе Алины Багриной на заседании научного семинара «Религиозный ренессанс и гражданская активность». Теперь в России 73,6% людей определяют себя как религиозные, однако только 4,5% из них посещают церковь хотя бы раз в неделю, 8% читали Евангелие, молятся 17%, а веры в загробную жизнь исследование не выявило вовсе. Простите, но это духовный просак!

Читаем в той же брошюре: «Уныние — леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Празднословие. Шутки. Кощунства. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние.»

Трудно жить, когда декларируемая система ценностей оторвана от поведения — кризис смысла, паралич. «Уныние» в христианском смысле, похоже, является следствием данного явления.

Нашла в шкафу в институте диплом на тему, как взаимосвязаны вера и счастье, там конечно высокая корреляция — верующие люди больше удовлетворены жизнью, чем атеисты. Этот полный надежды диплом соотносится с более крупными исследованиями, которые связывают осмысленность жизни с удовлетворенностью ею. Так вот, товарищи верующие, отчего не живете в соответствии со смыслом, выбранным вами? Тот же вопрос неверующим.

С точки зрения следования смыслу очень продуктивны индуисты на Бали, почти треть времени бодрствования проводится за изготовлением корзиночек для риса, украшенных цветами, и бамбуковых конструкций — жертвоприношений духам и богам. Такой смысловой конгруэнтности остается только позавидовать, интересно, страдают ли они депрессией?


Фото: Елена Регуш и Даша Базюченко.

Похожие статьи

Наталья Стоцкая

7 комментариев

  1. Сейчас быстрыми темпами развивается «Пастырская психиатрия». Суть — разграничение душевных и духовных заболеваний. http://e-vestnik.ru/analytics/pastyrskaya_psihiatriya_razgranicheniya_5757/
    Православная церковь, прогрессивная её часть, активно сотрудничает с медицинскими учреждениями данного профиля. Например, В НЦПЗ РАМН регулярно проводятся занятия для священников, на которых их учат психиатрической диагностике. Как результат, всё больше пациентов обращается в клинику за помощью по рекомендации своего духовника.

  2. «Излишнее доверие собственному уму» — сильная формулировка!

Добавить комментарий